Наложение шины на сломанную конечность

ГЛАВНЫЙ КИТАЙСКИЙ ВРАЧ ПО СУСТАВАМ ДАЛ БЕСЦЕННЫЙ СОВЕТ:
ВНИМАНИЕ! Если у Вас нет возможности попасть на прием к ХОРОШЕМУ врачу - НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ! Послушайте, что по этому поводу говорит ректор Китайского медицинского университета Профессор Пак.

И вот какой бесценный совет по восстановлению больных суставов дал Профессор Пак:

Читать полностью >>>

Оказание неотложной помощи при повреждении костей голени

Фиксировать три сустава – тазобедренный, коленный, голеностопный с использованием нескольких плотно сложенных, надежно закрепленных шин Крамера, подручных средств.

Как наложить шину Крамера? Подготовить, смоделировать шины: наружную длинную, от подмышечной впадины до стопы и несколько далее из 2-3 стандартных шин, надежно соединенных друг с другом; заднюю длинную — от ягодичной складки, по задней поверхности, до стопы, далее с поворотом под углом 90 градусов на стопу, несколько выходя за пределы пальцев; внутреннюю – от паховой области, по внутренней поверхности ноги до стопы, далее под углом 90 градусов до наружного края стопы.

Все костные выступы суставов по ходу шин проложить ватой, фиксировать ее бинтом. наложить шины. Скрепить концы наружной длинной и внутренней шин.

 Длинную шину надежно фиксировать к туловищу в нескольких местах. Все три шины фиксировать к бедру и голени в верхних отделах и вблизи голеностопного сустава. Прибинтовать шины к конечности.

 Стопу надежно прибинтовать к шинам перекрестными («восьмеркой») ходами бинта.

Использовать 3-4 достаточно прочных планки (жерди) шириной около 4-5 см; одну из них (наружную) – длинной от подмышечной впадины и на 5-6 см длиннее стопы; другую (внутреннюю) – длинной от паха до того же уровня у стопы; третью (заднюю) – от ягодичной складки до стопы.

Подготовить 8-9 лент или узких, достаточно прочных, длинных полос ткани (при отсутствии бинтов). Допускается использование ремней, шнуров, но с обязательной тщательной прокладкой спереди и по бокам мягкой тканью.

 У верхней части наружной и внутренней шин тщательно уложить мягкую ткань в виде валика.

Конечность и шину надежно зафиксировать круговыми ходами полос ткани (бинта и др.). Стопу расположить строго под углом 90 градусов к оси конечности, фиксировать ее к голени и шинам перекрестными ходами ткани.

Иммобилизация лыжами. Развернуть лыжу согнутым концом наружу. Задний конец, при возможности, обложить варежкой, перчатками и т.п., поместив в подмышечную впадину. Вторую лыжу приложить к спине и задней поверхности конечности (согнутый конец расположить книзу или отломить).

По внутренней поверхности ноги расположить палку. Обложить выступы суставов мягкой тканью. Надежно зафиксировать лыжи в области грудной клетки и поясницы двумя-тремя ремнями (шнуром), предварительно обвязав ими лыжи. Фиксировать лыжи также в области бедра, верхней трети голени, выше голеностопного сустава.

Утеплить пострадавшего.

Человек, получивший травму, жалуется на сильные болевые ощущения в области голени, распространяющиеся на всю ногу, на конечность невозможно наступить. Кожные покровы в области перелома отекают, опухают, образуется синяк. При переломе со смещением можно визуально определить, что ось конечности отклонена, при этом нога кажется короче.

Перелом верхнего сегмента кости характеризуется отеком, болью, снижением подвижности коленного сустава. Если повреждена нижняя часть одной из костей голени, то те же симптомы будут проявляться в области голеностопа.

Наибольший риск представляют переломы с повреждением кожных покровов, а самыми опасными из них являются те, при которых кость сильно раздроблена. Осколки способны нарушить целостность кровеносных сосудов, а также задеть нервные волокна. Пострадавший испытывает сильную боль из-за повреждения мягких мышечных волокон, прилегающих к области переломанной кости. Такие травмы иногда провоцируют внутреннее кровотечение.

Человеку, получившему травму нижней конечности, необходимо сразу же, до приезда бригады медиков, оказать первую неотложную помощь. Корректность действий в этой ситуации может оказать влияние на дальнейший ход событий.

Очень важно соблюдать все правила оказания помощи, чтобы не навредить человеку.

  1. В первую очередь надо вызвать к пострадавшему медиков.
  2. Пока ожидается их прибытие, нужно провести несколько простых, но необходимых действий:
  • по возможности принять меры к купированию болевых ощущений у пострадавшего;
  • дать болеутоляющие средства и положить на голень лед;
  • необходимо успокоить человека, попытаться вывести его из состояния шока, если он очень возбужден.
  1. При подозрении на перелом требуется немедленная фиксация конечности. Это осуществляется с помощью приспособления, которое называется шиной.

Если под рукой нет специальной шины, можно сымитировать ее. Взять твердый плоский продолговатый предмет (доска или фанерка подойдет), расположить на ней поврежденную конечность, осторожно фиксируя ремнем или чем-то похожим. Обязательно проложить между импровизированной шиной и конечностью ткань или марлю.

Чтобы предотвратить возможные осложнения, одним из самых важных аспектов является своевременное оказание первой помощи пострадавшему, и госпитализация его на территорию стационара. Дальнейшие последствия зависят от того, насколько правильными были действия по оказанию доврачебной помощи, и как быстро пациент попал в стационар.

Если случился несчастный случай, и симптомы указывают на перелом, нужно в первую очередь правильно иммобилизовать поврежденную конечность. Для этого используются такие устройства, как шины. Они могут быть самых разных форм и размеров, и являются оптимальным выходом в сложившейся ситуации. Такое устройство делается из подручных предметов (доска, фанера). Чтобы эффективно помочь пострадавшему, необходимо знать правила наложения шин при переломах.

Основные правила наложения:

  1. Фиксация поврежденного участка должна быть надежной. Если человек сломал руку или ногу, фиксировать нужно не только поврежденный участок, но и два ближайших к нему сустава. В случае перелома бедренной кости, наложение транспортной шины делается на 3 сустава вдоль ноги.
  2. Перед обездвиживанием сломанной конечности, нужно заранее приготовить все материалы для будущей шины. Предварительно подкладывается марля или вата. При открытом переломе, на выступающие отломки костей накладывается стерильная повязка, предварительно обработав края раны антисептическим препаратом.
  3. Для наложения шины, конечности нужно придать физиологическое положение, чтобы мышцы оставались полностью расслабленными. Чтобы это сделать, нужно слегка согнуть ее в крупных суставах. Угол сгиба должен составлять не больше чем 10°.
  4. При закрытом переломе можно выполнить вытяжение вдоль оси. В таком случае шина накладывается поверх одежды и обуви.
  5. Если наблюдается открытый перелом, категорически запрещены какие-либо манипуляции с костными отломками (вправление, вытяжение и т.д.). Фиксация производится точно в том положении, какое было в момент происшествия.
  6. Важно при открытом переломе обязательно остановить кровотечение. Для этого следует наложить жгут сверху на одежду, чтобы он оставался видимым. Также необходимо под жгутом оставить записку, на которой указать точное время наложения, так как жгут можно держать не более 2-х часов, и по приезду скорой помощи, персонал должен знать, когда его необходимо снять с пациента.
  7. При укладывании пациента на носилки, травмированная конечность не должна находиться на весу. Поэтому для ее поддержания необходим еще один человек в помощь.
  8. Шина обязательно изгибается по форме поврежденной конечности.
  9. Все процедуры необходимо выполнять предельно аккуратно, чтобы не усилить приступы боли у пострадавшего человека.

Наложение шин при переломах выполнятся только поверх одежды пострадавшего. Она не должна упираться концами в кожный покров, или производить давление на кровеносные сосуды и нервы, расположенные возле поврежденной области.

Разновидность переломов

Перелом — это повреждение целостности той, или иной кости в организме человека. Такая травма очень неприятная и болезненная, требующая немедленного вмешательства квалификационных сотрудников медицинского учреждения. Чтобы понимать, как накладывать шину правильно, для начала необходимо ознакомиться с классификацией.

Существуют такие виды и типы переломов:

  1. Открытый — этот вид характеризуется повреждением мягких тканей и мышц посредством разрыва их отломками сломанной кости. При этой травме существует большой риск попадания микробов к поврежденному участку, которые после могут стать причиной заражения крови и других осложнений.
  2. Закрытый — перелом, при котором повреждаются только кости человека, не задевая при этом окружающие ткани и сосуды. В некоторых ситуациях закрытый перелом может стать открытым, например, при неправильной транспортировке пациента на территорию стационара. Тогда обломки кости во время движения могут повредить мышцы и прорвать кожный покров своими острыми краями.
  3. Компрессионный перелом — характеризуется сплющиванием или смещением частей кости, из-за сильного мышечного сокращения в момент происшествия.
  4. Полный перелом — разделение кости на две, и более частей посредством внешнего воздействия окружающей среды.
  5. Неполный перелом — этот вид иногда называют трещиной.

При обнаружении перелома, необходимо первым делом оказать первую помощь пострадавшему. Для этого шина накладывается на поврежденную конечность, после чего больной транспортируется в стационар. Если по причине каких-либо обстоятельств нет возможности транспортировать потерпевшего самостоятельно, нужно вызвать бригаду скорой помощи.

Популярные причины перелома?

Зачастую причиной такой серьезной травмы становится падение или прямой удар большой силы. Спортсмены получают переломы в связи с родом деятельности, а лица преклонного возраста – из-за слабости костей и мышц.

К таковым относят:

  • Болевые ощущения острой формы (страдает не только голень, но и вся конечность).
  • Отсутствие возможности совершать какие-либо движения, шевелить пальцами.
  • Посинение и отечность кожных покровов на участках около травмы.
  • Для открытых форм перелома характерны костные осколки, проникающие сквозь кожу наружу.

Последние более всего опасны, поскольку они подразумевают повреждение кожи и мягких тканей. Такая травма сопровождается не только серьезными болевыми ощущениями, но и иногда внутренним кровотечением. Это чревато травматическим шоком ввиду повреждения нервных окончаний. Результатом травмы может стать заражение крови.

Признаки

Перед оказанием каких-либо действий по оказанию скорой помощи, необходимо точно определить тип и вид травмы. Для этого стоит ознакомиться с основными симптомами:

  • резкая боль в поврежденной области;
  • голень опухает в самый короткий срок;
  • крепитация (звук хруста частей кости);
  • если есть смещение, конечность становится заметно короче;
  • подвижность становится ограниченной;
  • наличие патологической подвижности частей кости;
  • при открытом переломе, из раны видны части кости.

В некоторых случаях симптомы могут проявляться слабо. Например, если один обломок входит во второй (встречается в трубчатых костях), тогда нет патологического движения костных обломков. А когда остается целой надкостница, то смещение обломков тоже не наблюдается. В такой ситуации сложно определить перелом, и для этого необходимо полное обследование травматологом.

От положения тела в момент получения травмы, перелом может характеризоваться как:

  • косой;
  • оскольчатый;
  • отрывной;
  • винтообразный;
  • продольный;
  • поперечный.

Причины таких повреждений могут быть самые разные, это необязательно механическое воздействие на кость. Можно получить перелом даже от сокращения мышц, например, если неудачно вывернуть конечность. Когда случилось происшествие с переломом, важно срочно обратиться за помощью в больницу. Перед транспортировкой пострадавшего важно обязательное накладывание шины при переломе.

Зачем фиксировать поврежденную конечность

Шина при переломе бедра должна фиксировать поврежденную конечность с двух сторон. Фиксирующая конструкция, наложенная на обратной стороне, может достигать области паха, фиксируя все суставы на ноге. Иммобилизация с двух сторон позволяет достичь лучшего результата.

Накладывая фиксирующую конструкцию, следует придерживаться некоторых правил :

  1. Пострадавшего укладывают на ровную поверхность.
  2. Шина накладывается после обезболивания
  3. Рваную рану следует обработать доступным антисептиком, наложить стерильные марлевые повязки
  4. Если он открытый, необходимо поверх наложить ткань, чтобы избежать трения шины и открытого пространства.
  5. Фиксировать необходимо достаточно крепко, но не туго.
  6. Вправлять поврежденную кость человеку без специального образования запрещено.
  7. Конструкции фиксируют мягкими материалами.
  8. Если наложен жгут, то необходимо сохранять к нему свободный доступ.
  9. Шина должна быть удобна пострадавшему.

Переломы в зависимости от расположения бывают суставными и внесуставными. Если линия перелома проходит внутри суставной полости, перелом является внутрисуставным; если кость повреждена за пределами сочленения – внесуставной. При переломе бедренной кости могут повредиться суставы, которые она образует.

Кость бедра имеет трубчатое строение, состоит из двух эпифизов (концы) и диафиза (тело). На проксимальном конце находится головка, суставной поверхностью которой оно сочленяется с тазовыми костями и образует тазобедренный сустав. При сочленении мыщелков нижнего отдела с надколенником и большеберцовой костью образуется коленный сустав.

Во время оказания первой помощи пострадавший должен находиться в положении лежа. Основное правило иммобилизации заключается в том, что при переломе бедра подлежат фиксации суставы всей нижней конечности: голеностопный, коленный, тазобедренный. При наложении шины необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

  • нельзя переносить больного, не обездвижив поврежденную ногу;
  • запрещается снимать с пострадавшего одежду, при необходимости ее разрезают;
  • нужно остановить кровотечение, если оно есть, обработать раны антисептиком;
  • готовят 3 шины, одна длиннее, две короче (по размерам шины подгоняют индивидуально), обматывают ватой и бинтом;
  • пятку располагают под прямым углом к ноге;
  • для фиксации более эффективным считается спиралевидная повязка бинтом.

Особенность данных конструкций – возможность незначительно вытянуть ногу и сопоставить отломки бедра. Шина Дитерихса состоит из двух раздвижных браншей, пластины для стопы, скоб и винтов для крепления конструкции. Накладывают шину в следующей последовательности:

  • подгоняют бранши по размеру пострадавшего: наружная – от подмышки, внутренняя – от промежности, обе должны выступать за линию стопы на 12 см;
  • поверхности, которые будут прилегать к телу больного, обкладывают ватой и обматывают бинтом;
  • голеностоп покрывают ватой, пластину перебинтовывают со стопой;
  • присоединяют к пластине боковые бранши, кладут ватные валики около колена и тазобедренного сустава, прикладывают длинные части шины к ноге по бокам;
  • закрепляют лямки или ремни, проведенные через специальные отверстия браншей;
  • медленно потягивают стопу до восстановления нормального анатомического состояния ноги, фиксируют закрутками;

Системы Крамера представляют собой гибкие металлические конструкции в виде лестницы. Несмотря на то что данные устройства менее прочно иммобилизуют конечности, чем шины Дитерихса, их преимуществом является возможность придания нужной формы и фиксирования повреждений любой локализации.

Наложение шины Крамера при переломе бедра осуществляется в следующем порядке:

  • можно использовать 2 части, но эффективнее изготовить шину из 3 пластин;
  • нижнюю часть загибают для расположения стопы;
  • изолируют твердые места ватой;
  • прикладывают пластины к ноге.

Лестничные металлические пластины Крамера закрепляют бинтом, как шины Дитерихса.

Принципы наложения шины при переломе бедра изучаются еще в школе на уроках биологии, но какие суставы она должна фиксировать, мало кто помнит. Опыт показывает, что у неподготовленного человека в большинстве случаев возникает множество вопросов. Однако прежде всего необходимо установить, действительно ли произошел перелом бедра.

Перелом бедра характеризуется следующими симптомами:

  1. Боль в зоне тазобедренного сустава, отдающаяся в паху.
  2. Меняется форма и иногда длина ноги (может укорачиваться).
  3. Отеки, иногда кровоподтеки в месте травмы.
  4. Частично или полностью обездвижена нога.
  5. Иногда чрезмерная подвижность в месте перелома.

Первая помощь человеку с переломом бедренной кости состоит из таких действий:

  • остановки кровотечения;
  • обезболивания (если необходимо);
  • наложения повязки (если есть рана);
  • транспортной иммобилизации.

Иммобилизация – это комплекс мероприятий, направленных на создание специальных условий для фиксации поврежденного участка. При переломах бедра иммобилизация является необходимым условием, поскольку все движения пострадавшего (возможно, неосознанные) способны усугубить ситуацию.

Под транспортной иммобилизацией подразумевают обездвиживание до момента доставки человека в медицинский пункт. Это продиктованной особенностями биологии человека.

Транспортная иммобилизация позволяет избежать многих осложнений, а именно:

  • повреждения тканей частицами разрушенной кости;
  • сильного кровотечения:
  • травматического шока.

Транспортную иммобилизацию совершают специально изготовленными промышленными приспособлениями:

  • из дерева;
  • из проволоки;
  • из пластмассы;
  • с вакуумным принципом работы.

При отсутствии специальных приспособлений используются любые подходящие предметы (рейки, лыжи и тому подобные). Транспартировать лучше подложив под ногу мягкий валик. Пациенты с таким травмами должны подлежать госпитализации.

Какие основные суставы должна фиксировать шина при переломе бедра? При переломе бедра необходимо фиксировать все суставы ноги и соседних с бедром сегментов. То есть шина накладывается на таких участках:

  • бедро;
  • голень;
  • стопа;
  • подмышечная область.

Это необходимо для того, чтобы поврежденный сустав был полностью обездвижен.

Также важно соблюдать следующие правила:

  1. При необходимости провести обезболивание, чтобы избежать болевого шока.
  2. Если перелом открытый, рана обеззараживается йодным раствором, накладывается повязка.
  3. Шинирование проводится, не снимая одежды. Если нужно, она разрезается в нескольких местах.
  4. На участках соприкосновения шины и суставов подкладывают вату или любой мягкий материал.

Иммобилизацию легче совершать не в одиночку: один человек аккуратно приподнимает ногу, а второй приматывает бинты и ремни.

Важно! Категорически запрещено самостоятельно совершать попытки выпрямления или сгибания ноги, поскольку это чревато серьезными повреждениями тканей и нервов.

По причине удобства использования и надежной фиксации чаще всего используют шины Крамера или Дитерихса.

Конструкция шины Крамера представляет собой решетку из проволоки, напоминающую лестницу. Решетка гибкая, и исходя из особенностей перелома, ей можно придать разную форму. Важно знать, как правильно подготавливать ее. Подготовка проводится следующим образом:

  1. Два или три лестничных сегмента основательно скрепляются, образуя наружную часть, которая должна быть длиной от подмышек конца пятки. Под пяткой она загибается и проходит поперек ступни буквой «Г».
  2. Длина задней части приспособления равняется расстоянию между ягодицей и пяткой. Она накладывается на стопу под прямым углом, проходит через всю стопу немного выступает за пальцы.
  3. Третья шина будет идти по внутренней стороне конечности от паховой области до края стопы. Она также загибается под стопой в виде буквы «Г».

После того, как смоделированы все три конструкции, производится наложение шины Крамера при переломе бедра. Она должна накладываться следующим образом:

  1. Все три составляющие накладываются на соответствующие зоны.
  2. Под костные выступы нужно подложить любой мягкий материал.
  3. Загнутые концы наружного и внутреннего сегментов, проходящие под стопой, скрепляются.
  4. Длинная шина привязывается к корпусу в нескольких местах.
  5. Каждая из трех шин поочередно фиксируются к бедру (верхнему отделу) и голени, затем фиксируются на голеностопе.
  6. Шины крепко прибинтовываются повязками.
  7. Стопу с частями шин под ней также обмотать “восьмеркой” фиксирующими бинтами.

Если перелом открытый, то в месте, где выступает кость, бинты не приматываются.

Важно! «Подгонять» под шину, то есть придавать деталям нужный размер и форму, следует на себе, иначе можно ухудшить состояние поврежденной ноги.

Если нет ни шин Крамера, ни каких-либо подручных материалов, можно попробовать просто примотать поврежденную ногу к здоровой. Однако следует понимать, то способ этот не очень надежный, поэтому лучше использовать его в крайнем случае.

Шина Дитерихса при переломе бедра позволяет иммобилизовать ногу с использованием метода вытяжения. Она представляет собой две планки из дерева, длинную и короткую, по всей длине которых на равных расстояниях просверлены отверстия. Каждая планка может раздвигаться. Таким способом ее длину можно регулировать в зависимости от роста человека.

Сначала нужно подготовить длину приспособления:

  1. Внешняя планка раздвигается так, чтобы длина была равна расстоянию от пятки до подмышечной впадины.
  2. Длина внутренней планки – от паха до стопы.
  3. Наружный костыль своим верхним концом должен упираться в подмышку, а нижний костыль – в пах.
  4. Нужно, чтобы обе планки выходили за уровень стопы на 8-12.
  5. Получившуюся длину фиксируют закреплением шпеньков (выступы на планках) в соответствующих отверстиях.

Иммобилизация при переломах отдельных частей тела

Переломы костей черепа, которые обычно сопровождаются повреждением мозга (черепно-мозговая травма), особой иммобилизации не требуют. В этих случаях надо обложить голову мягким материалом, ограничив её движения. К голове приложить холод. Если пострадавший без сознания, транспортировать его надо на животе или на боку и следить за тем, чтобы не было удушья от западания языка или попадания рвотных масс в дыхательные пути.

Если сломананижняя челюсть, то фиксацию осуществляют бинтовой повязкой (уздечка) или пращевидной повязкой, изготовленной из плотной материи.

При переломеключицыразводят плечи при помощи мягких колец, связав их на спине, или прибинтовывают руку к туловищу. В подмышечную область надо положить валик и приподнять надплечье.

Фиксацию при переломереберможно осуществить следующим образом: попросить пострадавшего сделать полный выдох и после этого стянуть грудную клетку на уровне перелома полотенцем, простыней, широким бинтом или куском ткани. Транспортировать пострадавшего с таким переломом надо в полусидячем положении.

В случаях перелома плеча неподвижность поврежденной конечности создают с помощью шины. Стандартную шину накладывают так, чтобы она шла от лопатки здоровой стороны, захватывала плечевой, локтевой и лучезапястный суставы. Кисть при этом ладонью поворачивают к туловищу. Шину прибинтовывают, а руку подвешивают на косынку.

Иммобилизацию с помощью подручных средств можно осуществить следующим образом. С ладонной стороны кисти и предплечья прикладывают дощечку (кусок фанеры, палочки, хворост) и прибинтовывают. Затем такие же дощечки очень осторожно прибинтовывают с передней и задней поверхности плеча на всем его протяжении.

При переломах костей стандартную шину располагают от середины плеча до пальцев кисти, остальные моменты иммобилизации такие же, как при переломах плеча.

Фиксацию подручными средствами осуществляют таким же образом, как и переломах плеча.

Если у пострадавшего сломанакисть, то иммобилизацию ему осуществляют следующим образом. В ладонь пострадавшего вкладывают валик, под кисть и предплечье подкладывают дощечку (плотный картон, палочки) и прибинтовывают. Локтевой сустав в данном случае не фиксируют. Руку подвешивают на косынку.

Эффектная иммобилизация при переломахбедрадостигается наложением стандартных шин. Для этого требуется три шины. Одну из них сгибают с конца под углом 90 градусов под размер стопы, делают легкое сгибание под область коленного сустава. Затем на эту шину укладывают ногу со стопой. Вверху эта шина должна доходить до поясницы.

При отсутствии стандартных шин можно воспользоваться досками, штакетником, палками, лыжами и другими подручным материалом. Доски располагают по наружной и внутренней поверхности ноги. С наружной стороны доска должна располагаться от подмышечной впадины до пятки, а с внутренней – от паха до пятки.

При переломе костейголенидостаточно обеспечить неподвижность только в коленном и голеностопном суставах. Стандартные шины при этом так же, как и при переломах бедра, располагают по задней и боковым поверхностям ноги, вверху шины доходят до середины бедра.

В разных случаях шины имеют свои нюансы в технике наложения.

Исходя из того, какая часть подверглась перелому, на сломанную кость шина накладывается определенным способом:

  • Если у пострадавшего сломано плечо, иммобилизующая повязка должна накладываться таким образом, чтобы она надежно фиксировала локтевой, лучезапястный и плечевой суставы. При наложении руку необходимо согнуть в локте на 90°. Для дальнейшего поддержания ее в таком положении можно использовать косыночную повязку.
  • Фиксация при переломе бедра должна охватывать полностью всю ногу. Поэтому наложение шины проводится, начиная с подмышечной по всей длине ноги, захватывая ступню. В таком положении шина обхватывает тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.
  • Наложение шины при переломе голени должно захватывать колено и голеностопный сустав. В таком случае применяется шина Крамера — это три шины, имеющие разные размеры. Первая 120 на 11 см прикладывается на заднюю часть голени, она должна достигать первой трети бедра, а начинаться от стопы. Оставшиеся две накладываются по бокам поврежденной голени, на наружную и внутреннюю стороны. После эту конструкцию нужно перебинтовать.
  • Шины для пальцев руки накладывают вдоль поврежденного пальца с обеих сторон, и обматываются тремя полосками ткани. Между пальцем и шиной необходимо положить тонкую прокладку. Сначала нужно обмотать ее узкой повязкой и завязать над шиной, после чего еще раз обмотать место повреждения, и также завязать над шиной. Третьей полоской ткани обматывается шина и палец ниже травмированной области, завязывается так же над конструкцией. Если сломан мизинец, в качестве лангеты для пальца руки можно использовать простой карандаш. Он хорошо ложится вдоль пальца и по ребру ладони.

По прибытии пациента на территорию стационара, его тщательно обследует травматолог, а также делается рентген поврежденной области. Определив вид и тип перелома, а также степень тяжести, в дальнейшем назначается курс лечения, а поврежденная конечность фиксируется при помощи гипса. Если первая помощь была оказана своевременно, и травмированная область фиксировалась правильно, то осложнений и последствий можно избежать.

Как накладывается шина

Наложение шины при переломе голени необходимо для того, чтобы зафиксировать травмированную конечность и поврежденную кость. Поэтому для выполнения манипуляции требуется три шины. Первыми двумя производится фиксация суставов, ближайших к месту повреждения конечности, в данном случае это колено и голеностоп. Также для корректного наложения шины необходим стерильный медицинский бинт или марля.

Если в данный момент у вас нет специальной шины, то изготавливается похожее приспособление из подручных материалов.

Последовательность действий при накладывании шины Крамера

Помочь попавшему в беду в месте происшествия требуется незамедлительно, если произошел перелом костей голени. Перед наложением шины полностью обездвиживаются поврежденные ноги, зафиксировав голени двумя шинами, чтобы суставы голеностопа и колени стали ограниченными в движении. Человек обследуется на наличие открытой раны, кровотечения и шокового состояния.

При шоковом состоянии пострадавший обязан принять успокоительное средство, чай или прочий согревающий напиток, и расслабляться, пока не прибудут медицинские работники. Если течёт кровь, её останавливают с помощью тугой перевязки выше полученного повреждения.

Главное и первоочередное – обездвижить поврежденную ногу. Применяются шины или средства, позволяющие добиться аналогичного результата. Предпринятые действия помогают сохранить ногу без осложнений в будущем, накладывается шина быстро и сразу, не дожидаясь приезда медицинской помощи.

Пострадавший почувствует облегчение, болевые ощущения станут слабее, шоковое состояние проходит. Снижается риск появления новых травм, кости перестают смещаться в результате механической работы мышц и связок. При открытом переломе быстрая обработка поможет предотвратить занесение инфекций внутрь организма. Кости начнут срастаться быстрее, если не отмечалось смещения костей при повреждении.

Срочная помощь пострадавшему

Травмированного человека надо разместить на твердой ровной поверхности лицом вверх. Участок конечности, на который будет накладываться шина, освободить от одежды, разорвав или разрезав ее. Вымыть руки дезинфицирующим средством, перед осуществлением процедуры лучше надеть латексные перчатки.

Далее проводятся следующие манипуляции:

  • здоровая нога используется в качестве шаблона – к ней прикладывается шина и сгибается по форме конечности;
  • поместить приспособление под поврежденную конечность таким образом, чтобы оно начиналось от подошвы и заканчивалось примерно на середине бедра, при этом пальцы ноги должны быть направлены вверх;
  • вторая и третья шины накладываются на внутреннюю и наружную части ноги, начиная от стопы;
  • чтобы закрепить получившуюся конструкцию, необходимо наложить фиксирующую повязку, которая будет полностью обвивать шину.

Наложение шины на сломанную конечность

После этого проводится транспортная мобилизация пострадавшего в пункт скорой помощи или приемный покой травматологического отделения.

Пошаговая инструкция наложения шины Крамера, Дитерихса, пневматической и импровизированной конструкции

  • Прежде чем приступить к оказанию помощи, необходимо освободить поврежденную ногу от одежды и визуально оценить ее состояние.
  • Места, где приспособление будет контактировать с открытой поверхностью ноги, необходимо проложить амортизирующим материалом: марлей или какой-нибудь тканью. Это нужно для того, чтобы снизить давление на кожу, а также облегчить болевые ощущения во время транспортировки.
  • Закреплять конечность нужно очень плотно, фиксируя ее как можно тщательнее, но не допускать сильного сдавливания.
  • Шина накладывается на голень таким образом, чтобы вся конструкция выглядела целостной и закрывала ногу от голеностопного сустава и до колена, захватывая его и не допуская сгибания ноги.
  • Пальцы стопы закрывать перевязочным материалом не следует, даже если они повреждены. По состоянию и внешнему виду пальцев можно определить, нарушена ли циркуляция крови в сосудах конечности и насколько сильно.

Иммобилизировать конечность при переломе бедра жизненно необходимо. Это объясняется тем, что отсутствие грамотного обездвиживания может усугубить травму, усилить кровотечение. Осколки во время транспортировки могут сместиться, раскрошиться, что затруднит основной способ лечения. С иммобилизацией шинами любого типа у человека есть шанс на консервативное лечение.

Даже если в наличии нет специальных деталей, все равно можно помочь человеку, правильно использовав любые подручные средства (доски, одежду, ремни). 

Виды конструкций

При переломе бедра для транспортной иммобилизации накладываются такие типы шин:

  • фиксационные;
  • дистракционные.

Пластиковые универсальные шины

Фиксационные устройства подразумевают прочное обездвиживание места перелома. К этим типам шин относят: Крамера, Фильберга (как Крамера, только без обмотки бинтом), пневматические, импровизационные. Существуют новые пластиковые универсальные устройства. Вакуумные конструкции не используют для наложения и обездвиживания при переломе бедра.

Преимуществом фиксационных шин является их доступность. Её может наложить даже человек, который не разбирается в медицине и оказании помощи. Шины Крамера и Фильберга легко регулируются, они универсальные и подойдут не только для бедра, но и для любого другого участка тела.

К дистракционной шине относят конструкцию Дитерихса. Это устройство, которое позволяет не только зафиксировать бедро и всю конечность ниже него, но и на догоспитальном этапе произвести незначительное скелетное вытяжение. Шина эффективно вытягивает нижнюю конечность, не дает возможности отломкам повторно сместиться.

ВНИМАНИЕ! При разрыве связок тоже необходима первая помощь и наложение фиксирующих устройств. Детальнее об этой патологии и способах помощи человеку читайте здесь.

Шина Крамера имеет два стандартных размера: 60х10 см (подойдет для верхней конечности), и 110х10 см (используется для иммобилизации при переломе бедра). Это проволочное устройство, которое можно согнуть при потребности для дальнейшего наложения.

Необходимо взять три или четыре (в зависимости от размера) шины Крамера.

Шина Крамера

Первую шину подкладывают под нижнюю поверхность ноги так, чтобы длина шины доходила до ягодицы сверху и до кончиков пальцев стопы снизу. Ее загибают снизу, делая угол так, чтобы конструкция продолжалась по стопе до пальцев ноги.

Вторую деталь прикладывают к наружной стороне бедра. Ее длина должна начинаться от подмышечной впадины на пораженной стороне и доходить до пятки. Если нет возможности, то минимально допустимая длина – от тазобедренного сустава до пятки. Делается загиб снизу в сторону пятки.

Вид шины Крамера на пациенте

Третью шину прикладывают ко внутренней поверхности бедра. Необходимо сделать загиб проволочной конструкции снизу, чтобы она заходила на пятку. Затем все три детали перематывают бинтом между собой. Направление бинтования не имеет значения.

Если бинт или марля отсутствуют, то можно закрепить детали в области коленного и голеностопного суставов ремнями. Если есть возможность, то бинтом можно обмотать и часть туловища. При переносе пациента на носилки необходимо поддерживать зафиксированную конечность.

Шину Крамера можно накладывать не только при переломах бедра, но еще и при вывихах тазобедренного сустава. Детальнее об этой патологии читайте здесь.

Шина Дитерихса

Шина Дитерихса – лучший вариант иммобилизации при переломах бедра. В своем составе она имеет три основных элемента (стопа и планки), а также лямки для фиксации к туловищу и бедру. Обе планки раздвижные, что позволяет провести наложение пациенту с любым ростом.

Шина Дитерихса – это прочная деревянная конструкция, которую необходимо накладывать поверх одежды пациента. Если ее нет, то между ногой и шиной подкладывают марлевые валики.

Начинают крепление шины с подошвенной части. Ее прикладывают к обуви пациента, шнурками завязывают стопу для прочности. У подошвенной части или стопы есть два отверстия для закрепления боковых планок.

Внешний контур крепят с таким расчетом, чтобы он начинался от подмышечной впадины, находящейся с того же бока от бедра, и доходил до стопы. Нижний конец планки пропускают через второе отверстие так, чтобы конец выступал на 8 – 10 сантиметров.

Затем накладывают внутреннюю боковую планку. Верхним концом она должна упираться в пах. Нижний конец проводят через отверсие на стопе так, чтобы конец выступал на 8–10 см вниз.

Конец планки внутренней части сгибают под прямым углом к стопе и вставляют в паз (отверстие) внешней планки. Шину фиксируют на ноге специальными лямками, которые отходят от планок. Дополнительно делают несколько туров бинтом вокруг всей конструкции.

Наложение шины на сломанную конечность

Затем шнур от подошвы проводят через фиксационное отверстие в шарнирной части внутреннего контура. С помощью палочки‐закрутки производят вытягивание нижней конечности.

ВНИМАНИЕ! Шину Дитерихса нельзя накладывать при одновременном переломе голеностопа, костей стопы и бедра.

Видео пособие

Наглядное пособие по наложению шины Дитерихса.

Пневматическая шина – это вариация, которая имеет ряд преимуществ:

  1. надежность фиксации поврежденной конечности;
  2. компактность конструкции в сложенном виде;
  3. термоизоляционный эффект.

Наложение пневматической конструкции при переломе бедра оправдано, если травма произошла в средней и нижней трети кости.

Размер пневматической шины не позволяет произвести иммобилизацию верхней трети бедренной кости (в области хирургической шейки).

Пневматическая шина выполняется из мягких полимерных материалов. Ее необходимо расправить и надеть на ногу пациента. Желательно, чтобы нога была раздета (так будут сильнее проявляться термоизоляционный и компрессионный эффекты).

Внизу (или в средней части) конструкции нужно найти клапан, который позволяет раздуть пневматическую шину.

После этого клапан закрывается. Принцип работы похож на процесс надувания морского круга или спасательного жилета.

Пневматическая конструкция обеспечивает иммобилизацию за счет сдавливания воздухом травмированной конечности. Ее можно накладывать на срок до трех – четырех часов, после этого необходимо снять, чтобы дать возможность наполнится наружным венам и артериям.

Импровизированная шина – это иммобилизационно‐транспортное устройство, которое накладывается в месте травмы подручными средствами. Импровизированное устройство нужно в том случае, когда нет других медицинских приспособлений.

Можно использовать твердые длинные предметы. При переломах необходимо зафиксировать всю нижнюю конечность, а не только само место травмы. Обездвижить дополнительно требуется три сустава:

  1. тазобедренный;
  2. коленный;
  3. голеностопный.

Наложение шины на сломанную конечность

Конечность нужно поставить в физиологическое положение.

ВНИМАНИЕ! Если нога сильно деформирована при открытом переломе бедра, вывернута наружу или вовнутрь неестественным образом, то вправлять отломки кости самостоятельно нельзя. Желательно наложить стерильную повязку и зафиксировать конечность в этом положении, не допуская дополнительных движений.

Затем на ногу, особенно в месте предполагаемой травмы, кладут ватно‐марлевые повязки, обматывают ими конечность. Если есть одежда, то ее не снимают, а наложение производят по ней. Для фиксации подойдут длинные и твердые предметы, если их нет, то можно больную ногу примотать к здоровой конечности.

Длинный твердый предмет (лыжа, стальной прут, доска) прикладывается к внешней боковой поверхности ноги. Затем приматывается к ноге бинтом (снизу вверх). Несколько туров бинтом необходимо сделать по тазу, там же и завязать бинт. Если нет бинта, то можно использовать тряпки или ремни.

Выводы

  1. Транспортная иммобилизация при переломе бедра обязательна.
  2. Бывают два типа конструкций: фиксационные и дистракционные (вытягивающие).
  3. Шины используют для наложения при переломах и вывихах бедра.
  4. При комбинированном переломе бедра и голеностопа (или стопы) нельзя использовать дистракционные методики (Дитерихса).
  5. Важно фиксировать все три основных сустава ноги при переломе бедра.
  6. Для наложения приспособления Крамера необходимо иметь три длинных шины.
  7. Пневматические вариации пригодятся только для обездвиживания средней и нижней трети бедра.
  8. Для иммобилизации можно воспользоваться подручными средствами (досками, прутьями, ремнями, одеждой), в крайнем случае рекомендуется примотать травмированную ногу к здоровой.

Лонгетная повязка

Перед наложением она должна быть хорошо разглажена, без складок, принимать физиологичную форму. После того, как повязка высохнет, ее фиксируют сверху эластичным бинтом. Для большей эффективности лонгета накладывается на 2/3 конечности.

Положительные стороны:

  • есть возможность отслеживать состояние тех тканей, которые открыты;
  • можно снимать при необходимости перевязок;
  • увеличение объемов ноги (вследствие отека) ведет к растягиванию повязки.

Как правильно иммобилизовать больного

Травмированного больного зафиксировать к носилкам с помощью простыней, ткани, длинной одежды.

Перекладывать пострадавшего нужно аккуратно, не усугубляя перелом. Не транспортируйте раненого на носилках без щита. Во избежание осложнений, контролируйте кровообращение в периферийной зоне конечности. Тон кожи становится синим при неправильном кровообращении, так вы сможете заметить его нарушение.

Наложение шины в клинических условиях

После того как пострадавший доставлен в клинику, лечащий врач обязан позитивно настроить своего пациента к предстоящим хирургическим действиям:

  • Перед операцией медперсонал, участвующий в процессе, должен надеть стерильные перчатки, предварительно вымыв руки.
  • Перед наложением аппарата больного необходимо обезболить и по возможности уложить на носилки.
  • В процессе всех действий врачи обязаны контролировать состояние пострадавшего, наблюдая за его поведением при фиксации травмированной конечности.
  • Чтобы шина обрела правильную форму, ее прикладывают к неповрежденной конечности, а затем деформируют по ее изгибам. Готовую конструкцию прикладывают к переломанной части тела, начиная фиксировать ее, с помощью бинтов и ваты.

Пошаговая инструкция наложения шины Крамера, Дитерихса, пневматической и импровизированной конструкции

Виды конструкций

Деревянная шина, предназначенная не только для фиксации нижней конечности, но и для вытяжения, изобретена советским военным хирургом Дитерихсом в 1941 г., в честь которого и получила свое название. Несмотря на множество новых приспособлений, она не утратила своего значения до настоящего времени, входит в комплект средств неотложной помощи медсанчастей, травматологических пунктов, бригад скорой помощи.

Шина состоит из 2-х раздвижных плоских деревянных бранш – длинной и короткой с регуляцией длины, фанерной подошвы с отверстием, палочки-закрутки, ремней. Правила наложения шина Дитерихса:

  • Длинная бранша накладывается по наружной поверхности на всю конечность до подмышечной области;
  • Короткая бранша накладывается – по внутренней стороне ноги до паха;
  • На верхних краях бранш имеются мягкие накостыльники для предупреждения повреждений подмышки и паха, внизу крепится подошва, которая смещается при натяжении закруткой, вытягивая ногу.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лечение суставов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector